Тема «Твой подъезд и соседи» «Наши соседи» Цели: Понимать: - значение общения с соседями для жизни человека; - противоречивость влияния соседей на процесс социализации подростка. Знать: - термины и понятия: «соседи», «уровень приблизительного знакомства», «уровень поверхностного знакомства», «уровень контактного знакомства», «уровень глубокого знакомства». - положительные и отрицательные стороны общения с соседями. Уметь: - характеризовать особенности отношений с соседями; - описывать уровни знакомства; - выявлять отличия соседства в городе и деревни; - высказывать суждения и работать в группе. Отношения, ценности, внутренние установки: - задумываться над проблемой толерантного отношения к людям. Оборудование: пакет документов, схемы, таблицы. Ход Мотивация: Послушайте притчу. Когда-то давным-давно жил акробат, который работал на бамбуковом шесте. Установив шест, он обратился к своей ученице, девочке, с такими словами: – Подойди, дорогая, стань мне на плечи и вскарабкайся по шесту. – Да, учитель, – ответила она и сделала так, как он велел. И акробат сказал: – Теперь, дорогая, оберегай меня хорошенько, и я буду оберегать тебя. Так, наблюдая друг за другом, оберегая друг друга, мы будем показывать свое умение, зарабатывать на жизнь и безопасно сходить с бамбукового шеста. Но ученица ответила: – Не так, учитель! Вы будете оберегать себя, и я тоже буду оберегать себя. Так, оберегая себя и заботясь о других, мы будем показывать свое умение, зарабатывать на жизнь и безопасно сходить с бамбукового шеста! Вопросы: - В чем смысл притчи? - Как бы вы ее назвали? - Какое отношение она имеет к теме нашего занятия? Объявление темы, учебных результатов и хода занятия. Тема нашего мероприятия «Твой подъезд и соседи». План: 1. Кто такие соседи? Отношения с соседями. 2. Уровни знакомства. 3. Особенности соседских отношений в современном мире. Введение в новый материал В повседневной жизни мы часто с вами сталкиваемся с теми, кто живет рядом с нами, и подчас не задумываемся о том, кто они, наши соседи, какую роль они играют в нашей жизни. Пока нам радостно и все складывается хорошо, мы часто не обращаем на них внимания. Но вот пришла беда. Вашему близкому человеку стало плохо, вы не можете оставить его, или, возможно, вы растерялись и не знаете, что делать. Кто приходит к нам на помощь в таких ситуациях? Сейчас речь пойдет о соседях. Кто такие соседи? Отношения с соседями. Кого мы подразумеваем под понятием «соседи»? Соседи – это люди, проживающие на одной лестничной площадке, в одном подъезде или в одном доме. - Поднимите руки те из вас, кто очень хорошо знаком со своими соседями? -Как вы думаете, от чего зависит степень знакомства среди соседей? - Скажите, можно ли ожидать того, что все люди в доме будут ровно относиться друг к другу? Свое мнение обоснуйте. Творческое задание: Разбившись на творческие группы, придумайте ситуации, характеризующие взаимоотношения: а) пожилых людей и подростков, проживающих в одном подъезде; б) двух соседок, которые любят позлословить на чужой счет; в) соседей, у которых много общих интересов. Ситуации следует проанализировать и представить результаты своей деятельности. - Как вы думаете, какие факторы определяют уровень отношений между соседями? Почему в одних случаях люди прекрасно уживаются друг с другом, а в других – не могут решать цивилизованно возникшие между ними проблемы? Факторы, определяющие уровень отношений между соседями: Архитектура дома, характер человека, личностные особенности, социальное положение, благополучие в семье, длительность проживания. Составление схемы на доске. Проблемное задание: Недавно по телевизору во время передачи «В зале суда» судья разбирал исковое заявление, поступившее от женщины, проживающей в коммунальной квартире. Она обвиняла своего соседа в том, что тот разводит в своей квартире экзотических животных (питона, ядовитых и неядовитых змей, мышей, тараканов и др.), в результате чего произошел несчастный случай. Питон задушил крохотную собачку на глазах у ее шестилетнего сына. Кроме того, она рассказала о том, что к ним в дом перестали ходить их друзья после того, как ее сосед «пошутил» и засунул в карман их друга маленькую змею, которую они обнаружили уже у себя дома. Соседка требовала, чтобы хозяин экзотических животных убрал их из квартиры, где проживают люди, и возместил ей материальный и моральный ущерб. Сосед своей вины не признавал, утверждая, что произошел несчастный случай, так как хозяйка собаки сама не усмотрела за своей любимицей. - Разберите характер взаимоотношений, которые сложились в коммунальной квартире. - Чем, по-вашему, можно объяснить сложность во взаимоотношениях соседей? - Какое решение должен принять судья?
2. Уровни знакомства. Ученые считают, что существует несколько уровней отношений с соседями. Давайте познакомимся с ними. Групповое задание. Дети разбиваются на творческие группы. Каждая группа получает следующее задание: внимательно изучить и проанализировать (показать положительные и отрицательные моменты) тот или иной уровень знакомства и отношений с соседями. Свою работу представить наглядно. Первая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень приблизительного знакомства. Вторая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень поверхностного знакомства. Третья группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень контактного знакомства. Четвертая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень глубокого знакомства. Пятая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень внедомового знакомства. По ходу выполнения задания заполняется таблица.
Задание: Посмотрите внимательно на заполненную таблицу. Как вы думаете, какой уровень знакомства, с вашей точки зрения, будет самым распространенным в нашей сегодняшней жизни? Особенности соседских отношений в современном мире. Итак, мы должны проанализировать особенности двух типов отношений: отношения между жителями города; отношения между жителями деревни. Групповое творческое задание: Одна часть детей будет выполнять, роль городских жителей. Вторая – играть роль сельских жителей. Вы должны будете обсудить вопрос об особенностях ваших взаимоотношений и представить результаты своего исследования наглядно. Городские жители: Недоверчивость, скрытность, безразличие, некоторая агрессивность, страх мой дом – моя крепость, равнодушие к чужому мнению, малая доля сплетен. Сельские жители Открытость. Сострадание. Дружелюбие. Село – дружная семья. Опора на общественное мнение. Большая доля сплетен. Подведение итогов - Какие вопросы мы сегодня разбирали? Объясните смысл понятий: приблизительное знакомство, поверхностное знакомство, близкое знакомство, соседи, внедомовое знакомство. Чем отличается соседство в городе и в деревне? А чем, оно, похоже? Нужно ли в современных городах поддерживать дружеские отношения с соседями? Творческое задание Напишите правила: Как хорошо жить с соседями 1.___________________________ 2.___________________________ 3.___________________________ 4.___________________________ 5.___________________________ Тест «Наши соседи» Цель: выявить уровень знаний по теме.
1. Дайте определение понятия: Соседи – это
2. От каких факторов зависит степень знакомства среди соседей?
3. Перечислите уровни знакомства соседей:
4. Перечислите особенности соседских отношений в современном мире.
а) Городские жители –
б) Сельские жители –
Твой подъезд и соседи Подъезд, в котором тебе предстоит жить, принадлежит не только тебе, но и твоим соседям. Поддерживай с ними хорошие, дружеские отношения. Правила общения с соседями. 1. Всегда здоровайся и разговаривай вежливо. 2. Познакомься с соседями на этаже, расскажи о себе (как зовут, какой номер твоей квартиры, где учишься, или работаешь). 3. Узнай, можно ли будет к ним обратиться, если потребуется небольшая помощь (например, подсказать номер телефона электрика из ЖЭУ и пр.). 4. спроси, какую помощь ты можешь им оказать. Возможно, это старые люди или необходимо будет помочь сходить в магазин или в аптеку, выгулять собаку. Взаимовыручка – очень важная часть жизни твоего подъезда. 5. Не забудь узнать, как поддерживается чистота в подъезде (часто подъезд убирают сами жители, иногда они нанимают уборщицу, и тогда необходимо узнать, когда и кому надо платить). 6. Если в подъезде есть вахтёр (консъерж/ консъержка), узнайте, кто и как оплачивает его работу. Консъерж заботиться о спокойствии подъезда, поэтому громкая музыка и весёлая шумная компания после 23:00- не лучший способ подружиться с ним. Консъерж сможет присматривать за твоей квартирой, забирать почту, когда ты надолго уезжаешь (например, отдыхать летом). У него можно оставить ключи, если ты боишься их потерять.
Правильные отношения с соседями - это целое искусство. Этих людей не выбирают, и они могут быть довольно неприятными. Но если получится наладить с ними контакт, они могут принести неоценимую пользу и снять огромное количество проблем. Итак, тема нашего мероприятия - взаимоотношения с соседями. Какие правила необходимо соблюдать, чтобы их наладить? 15.октября 2017 года по направлению «Путеводитель к самостоятельной жизни» раздел «Твой подъезд и соседи» было проведено мероприятие по подготовке детей сирот оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни. Здесь дети узнали о причинах плохих отношений с соседями, о решении возникшей проблемы, так же детям были даны рекомендации существования с соседями – как не испортить отношения? Чтобы жизнь в новом доме была действительно мирной и спокойной. Как познакомиться и настроить всех на позитив. Вывели правило общения с соседями: «Вежливость - она города берёт» |