версия для слабовидящих

Воспитательный час: «Идём в кафе. Основы этикета»

 

Воспитательный час: «Идём в кафе. Основы этикета»

 

 

Участники: воспитанники детского дома.

Провели воспитатели: Пигина С.Н. Орлова С. П.

  

 

 

Подготовительная работа

Ответственный

Подбор материала

С. Н. Пигина

Разработка памяток

С. Н. Пигина

Составление сценария

С. Н. Пигина, С.П. Орлова

Проведение воспитательного часа

С. Н. Пигина, С.П. Орлова

 

Воспитательный час:«Идём в кафе. Основы этикета»

Цель:  Формировать представление об этикете, о правилах поведения за столом в кафе.

Задачи:

  • Образовательные: 
  • формирование умений применять полученные знания;
  • закрепление правил поведения за столом; 
  • воспитывать способность следовать нормам поведения; 
  • воспитывать нормы социального поведения детей; 
  • Воспитательные: 
  • Развивающие: 
    • развитие речи, мышления, памяти; способности наблюдать, делать выводы.

Ход занятия:
1.Организационный момент. 2. Анализ сказки.

3. Правила поведения за столом (видеоролик, стихи).

4. Кроссворд.

5. «Учебный чай»

6.  Подведение итогов: викторина «Как красиво есть»

7. Заключение.Вручение памяток.

 

Оборудование: чанные сервизы, конфеты, печенье, телевизор для просмотра видеоролика  «Правила поведения в кафе», памятки.

  1. Организационный момент.

Педагог. Ребята, скажите, где люди могут вкусно и приятно отдохнуть? (кафе, ресторан, столовая …)

Педагог. -Сегодня мы поговорим о том, как надо вести себя за столом во время еды, и познакомимся с правилами этикета. Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.

- Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее – из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валялись кости и объедки. Так выглядел обед. Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось, не правда ли? Люди отошли от подобных обычаев.

2. Анализ сказки

Педагог. Послушайте сказку, которую однажды вечером рассказала мама своим детям.
Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучалась в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»
Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно. – Я здесь живу с моими внуками.
Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся, на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколов на вилку котлету, он стал ее откусывать, измазав при этом нос и щеки, которые потом вытер рукавом.

- Фу, как противно! – подумала Даша. – Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.
И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб…..

- Как вам не стыдно так некрасиво есть! – в слезах крикнула Даша. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.
- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

- Плохой конец у сказки! – сказал Миша. – Надо было не уходить, а научить их, как вести себя за столом.

- Правильно! – улыбнулась мама.- Вот ты бы, например, что им сказал?
- На горячий суп дуть нельзя, а надо помешать ложкой, чтобы скорее остывал. И локти на стол класть тоже нельзя!

- А от котлеты надо отламывать кусочки вилкой, - добавила Маша. – И косточки от компота класть на блюдечко.

- Молодцы! – похвалила мама.

-И вы, ребята, подумайте: что еще эти дети делали неправильно?

 

- Правила поведения за столом.

Педагог. Ребята а кто знает как правильно вести себя за столом ?

- Не говори ты с полным ртом,

Еду жуй очень тщательно

И не забудь сказать потом

«Спасибо» обязательно!

- Ешь спокойно всегда, не крутись,

Не толкай того, кто рядом, локтями.

Хочешь что-то достать, не тянись,

Попроси, чтоб тебе передали.

-  Не упирайся в стол локтями

И спину ровно ты держи,

Еду не надо брать руками-

Есть ложки, вилки и ножи!

- Ешь аккуратно, не спеши,

Не брызгай, на пол не кроши.

Рот едой не набивай

И кусочки не роняй!

- Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)

- Просмотр видеоролика.

 

4. А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ РАЗГАДАЕМ КРОССВОРД

1. Не стучим ложечкой, когда размешиваем в нем сахар.

2. Есть с закрытым ртом, значит не …..

3. Лежит слева от тарелки.

4. Когда я ем, я глух и ……

5. Чем вытирают рот.

6. Чем едят суп.

7. Что нельзя использовать, когда ешь рыбу.

               

   
       

2 Ч

А

3 В

К

А

Т

Ь

           

И

 

Й

   
       

4 Н

 

Л

       

5 С

А

6 Л

Ф

Е

Т

К

А

     
   

О

 

М

 

А

       

7 Н

О

Ж

               
   

К

               
   

А

               

 

5. « Учебный чай»

Педагог. -   Приглашаю вас на «учебный чай» (дети проходят к столу).

-   Садитесь за стол. Стоп, как вы думаете, что обозначает этот знак.

 

Что нужно сделать перед тем, как подойти к столу? (помыть руки с мылом)

Чаепитие.

 

6. Подведение итогов: викторина «Как красиво есть».

1. Почему не следует крошить котлету или сырник?

( Не только потому, что раскрошенная пища быстро стынет, делается невкусной, но и потому, что на такую тарелку неприятно смотреть).

2. Почему не следует выплёвывать на блюдце косточки от вишни, черешни, из компота?

(Очень некрасивое зрелище никак не поднимает аппетит у соседей по столу.Полагается сначала незаметно выплюнуть их в ложечку, а потом положить на блюдце, а если ложечка отсутствует, то надо наклониться к столу и незаметно выплюнуть прямо в блюдце).

3. Почему нельзя разговаривать с полным ртом?

(Во-первых, можно подавиться, а во-вторых, выронить пищу изо рта, поэтому следует сначала проглотить пищу, а потом уже разговаривать.Во время еды нельзя прихлёбывать громко, стучать ложкой по тарелке, нужно стараться есть беззвучно).

4. Почему нельзя есть с ножа?

(Можно поранить рот).

5. Как нужно держать вилку и нож, для того, чтобы разрезать пищу?

(Вилку нужно держать в левой руке, а нож – в правой, это касается и левшей).

6. Как поступить, если тебе нужно достать что-нибудь с другого края стола? (Вежливо попросить соседа передать).

7. Почему ложку или вилку, которыми вы едите, нельзя класть на стол? (Потому что можно запачкать скатерть).

8. Как пользоваться салфеткой?

(После еды вытереть сначала губы, а потом руки).

  

 

 

7.Вручение памяток.               

 

rp