версия для слабовидящих

Шоу – программа «Весёлые поварята»

Шоу – программа «Весёлые поварята»

Раздел: Домоводство.
Подготовили и провели: Пигина С.Н., Бобырь З.И.

Цели и задачи:

- дать представление о пищевой ценности яиц, значении их в питании человека;

- сформировать навыки по определению доброкачественности яиц;

- сформировать навык по приготовлению блюд из  яиц, с соблюдением правил ТБ и гигиены.

- воспитывать аккуратность, самостоятельность, навыки коммуникативного общения;

Методы: рассказ, объяснение, лабораторная работа, практическая работа, инструктаж, демонстрация.

Оборудование:

Карточки-задания,технологические карты приготовления блюд, таблицы, плакаты,

стаканы с водой 4 шт., яйца 4 шт.

Инструменты и приспособления:

Разделочные доски, ножи, вилки, ложки,сковороды.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране «Кулинария».

  1. Актуализация знаний

Я предлагаю вам отгадать загадку и угадать, что находится в черном ящике.

Отгадав, загадку вы сами можете объявить тему сегодняшнего занятия.

1. В беленькой комнатке желтая барыня сидит.

2. Может и разбиться, может и свариться,

Если хочешь - в птицу может превратиться. ( Яйцо)

- Совершенно верно, яйцо.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Так как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии кулинарии? (ответы детей)

Давайте попробуем сформулировать тему шоу-программы «Веселые поварята».(Ответы детей)

 Тема будет звучать так: «Блюда из яиц».

У наших предков, славян, яйцо символизировало собой символ зарождающейся новой жизни, и сама природа позаботилась о том, чтобы будущая жизнь была обеспечена всеми необходимыми питательными веществами.

-Какую же цель мы для себя поставим?

-Расширить наши знания о яйце и способах его приготовления. Сегодня на уроке мы побываем снова в гостях у Кулинарии и станем экспертами в области яиц. А сейчас я попрошу вас сказать, какие задачи поставим перед собой?

- Вспомним, какие виды яиц бывают.

- Узнаем, почему полезны яйца.

- Изучим строение яиц;

- Выясним, какие блюда готовят из яиц и что сегодня можно приготовить и их хранение

-Научимся определять доброкачественность яиц, варку яиц и приготовлению омлета;

- Приготовим по предложенным рецептам блюдо из яиц (омлет по-французски)

А свои знания я вам предлагаю сохранять в маршрутных листах:

 

Знал(а)

Узнал(а) сегодня

 

 

- Скажите:

  • Кто производит яйца? (несут куры в домашних хозяйствах, на птицефабриках)
  • А какие еще птицы несут яйца?(гуси, утки, перепела, страусы)
  • Что вам известно о строении яйца?(В яйце есть белок и желток.)

 

А сейчас мы отправимся на передачу «Жить здорово».

Здравствуйте, Зинаида Ивановна, нам интересно было бы узнать о ценности яиц и изучить строение яйца. Вы что скажете об этом?

Сообщение…

- С великим удовольствием. Белок яйца-наиболее полноценный и легкоусвояемый среди белков. В белочной части яйца содержится лизацин, это вещество, убивающее микроорганизмы. Чтобы назвать все минеральные вещества, которые содержатся в яйце, нужно перечислить всю таблицу Менделеева.

Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке. В желтке кроме полноценного белка, содержится 30 % жира. Почти все витамины яйца содержатся в желтке. Среди них витамин Д, который важен для растущего организма.

Много витамина: А, В1, В2, РР, Е, К и др/.Отметили, о чём узнали./

 

А теперь, друзья, хотела бы познакомить вас со строением яйца. (Рисунок: строение яйца)

На м/листах вам нужно отметить галочкой, что вы знали и что вы узнали о строении яйца.

 

Продолжаем наше путешествие по стране Кулинария.

  • Где можно приобрести яйца? (в магазинах)

Для того чтобы выполнить второе задание, мы с вами должны отправиться в магазин.

- Здравствуйте, Светлана Николаевна. Нам бы с ребятами хотелось узнать о том, как различаются яйца, поступающие в продажу?

 

- Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими.

По истечении 7 суток они становятся столовыми.

Крупные яйца массой 45 г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й категории.

- Яйца массой 40 г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории.

К яичным продуктам ещё относятся меланж - замороженная смесь белка с желтком и яичный порошок – высушенный меланж. Эти продукты особенно удобны для использования на заводах и фабриках пищевой промышленности, на предприятиях общественного питания.

 - Просто поразительно, как много информации содержится на яйце!

 

Отмечаем на м/листах что знали и что узнали.

-А скажите, людям каких профессий приходится сталкиваться с приготовлением блюд из яиц?Ответ: повар, кондитер

Продавцу необходимо разбираться в продаваемом товаре и уметь умело о нем рассказывать.

А вы можете дать совет, как правильно хранить этот продукт?

- Срок хранения яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток

- Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.

При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.

 

- Отмечаем на м/листах что знали и что узнали

- Очень важно, чтобы яйца были свежими, но как это узнать?

 

Итак, сейчас мы идём в лабораторию для проведения ЛР. Доброкачественность яиц можно определить двумя способами:

Органолептический метод при разбивании яиц

/ -Свежее яйцо с округлым, пышным желтком, в белке есть густой желейный слой, окружающий желток и более жидкий внешний слой;

- Через неделю – желток более плоский и два слоя белка мало заметны/

Просвечивание.(овоскоп) («Овоскоп» - прибор для определения свежести яиц, методом просвечивания.)

Погружение в воду.

И сейчас определим качество яиц с помощью соленой воды. Работать будем по группам, по инструкционной карте. У вас на столах, уважаемые эксперты, 2 образца, яйцо №1 и яйцо №2, 2 стакана с водой и соль. Итак, работу начали.

Ход работы:

1. В стакан с водой всыпать ложку соли и размешать.

2. Опустить в стаканы образцы и определить их качество в соответствии с таблицей.

3. Оформить результаты опыта на м/листах: определить положение яйца в стакане и выясните его качество в соответствии с таблицей.

 

Качество яйца

Положение яйца

Свежее

Опустилось на дно стакана

Недоброкачественное

Плавает или находится на поверхности

Итак, подведем итоги, какой вывод мы можем сделать? Пожалуйста, эксперты, вам слово. (Ответы учащихся)

Все согласны, что образец №1 - свежее, а образец №2 - недоброкачественное. Молодцы!

- Итак, дорогие эксперты, мы поработали, свежесть яиц мы определили, а теперь пришло время, поиграть. Я предлагаю вам сыграть в яичную викторину.

(Киндер –сюрпризы)

- В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.

В русской национальной кухне, например, яйца готовили, как отдельное блюдо.

Как пищевое сырье, для смеси с другими продуктами яйца не воспринимались. Даже в тесто их стали употреблять лишь в XIX веке по примеру французов.

 

Интересная информация:

Всемирный день яйца — неофициальный праздник всех любителей кулинарных блюд, который отмечается во вторую пятницу октября.

В России сложилась традиция красить яйца, и она родила множество произведений искусства из дерева, стекла, глины, драгоценных металлов и камней. Художественной росписью яиц занимались монахи в мастерских, придворные иконописцы. 

- А какую известную сказку о яйце вы знаете? Конечно, «Курочка Ряба».

- Продолжим  рубрику«Это полезно знать».

  • Яйца, взятые из холодильника, нельзя сразу класть в кипяток, так как может треснуть скорлупа. Их следует предварительно подержать в тёплой воде.
  • Если скорлупа слегка треснута, яйцо надо варить в солёной воде, чтобы белок не вытек.
  • Чтобы отличить сырое яйцо от вареного, его нужно покрутить. Вареное яйцо хорошо вращается, а сырое, сделав 1-2 оборота, останавливается.

 

А сейчас мы это проверим. Кто желает провести экспертизу с сырым и варёным яйцами?

Результаты запишем в таблицу.

А кто знает, как же правильно варить яйца? (беседа и ответы учащихся).

Варить яйца при кипении: всмятку — 3—4 мин, в «мешочек» — 4—5 мин, вкрутую — 8—10 мин.

- Пришло время узнать ещё одну загадку яйца. Как культурно съесть яйцо?

Для этого надо знать тонкости этикета. Если вам дали на завтрак яйцо вкрутую, не разбивайте его о край стола, чашки, тарелки. Согласно правилам этикета, надо взять яйцо в левую руку и ложкой сделать пару ударов по скорлупе, затем очистить и скорлупу убрать на край тарелки.

- Так как любые яйца, употребляемые в пищу, могут быть источником болезни (сальмонеллез),

  • Это инфекционная болезнь, которая вызывается различными видами бактерий рода Salmonella
  • После того как палочки сальмонеллы попадают на слизистую оболочку тонкой кишки, они начинают выделять токсин, повреждающий слизистую кишечника.
  • Это ведет к нарушениям работы пищеварительного тракта:
  • Появляются понос, боль в животе, обезвоживание

в процессе работы с ними необходимо соблюдать ряд правил: 1. Использовать в пищу только яйца, хорошо вымытые (лучше в растворе питьевой соды - 2 ст. ложки на 1 л воды). 2. До момента использования хранить яйца в холодильнике. 3. Если для приготовления блюда нужен взбитый белок, нельзя использовать эмалированную или алюминиевую посуду, т. к. от эмали может отломиться кусочек и попасть в пищу, а от соприкосновения с алюминием белки приобретают неприятный серый цвет; для взбивания белков рекомендуется использовать глубокую посуду из пластмассы, нержавеющей стали или толстого фарфора.

- Итак, дорогие эксперты, а теперь пришло время, перейти к практической работе.

 

Практическая работа.

Вводный инструктаж.

Прежде чем приступить к работе, повторим правила безопасного труда и санитарно-гигиенические требования.

При пользовании ножом и кухонными приспособлениями

- Работать только хорошо заточенным ножом

- Передавать нож (вилку) только ручкой вперед

- Не поднимать нож высоко над разделочной доской

При пользовании электронагревательными приборами

до начала работы:

- Проверить исправность соединительного шнура

во время работы:

- Включать и выключать электроприбор

сухими руками, при этом браться не за шнур, а за корпус вилки

по окончании работы:

- Выключить электроприбор

(В помощь учащимся учебные таблицы.)

-Ваш ответ я принимаю и к работе допускаю. (Учащиеся проходят на кухню, моют руки, одевают спец. одежду).

Для выполнения работы вам понадобится следующее оборудование: разделочная доска, нож, вилка, ложка, тарелка, сервировочное блюдо.

У вас на столах лежат технологические карты, по ним и будете работать. Будьте осторожны и строго следуйте технологии приготовления.

 

Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж по ходу работы. Ребята работают бригадным методом, руководит бригадир. В бригаде по 2 человека. Учащиеся делятся на дежурных, поваров и официантов. Повара – готовят и оформляют блюдо. Официанты – накрывают стол, расставляют приборы, напоминают правила поведения за столом. Дежурные моют посуду и убирают.

- А теперь, уважаемые эксперты, я попрошу вас еще раз посмотреть на свои таблицы и ответить на следующие вопросы:

- Вспомнить, какие виды яиц бывают.

- Узнать, почему полезны яйца.

- Изучить строение яиц;

- Выяснить, какие блюда готовят из яиц

-Научиться определять доброкачественность яиц и их хранение;

- Яйца бывают куриные, гусиные утиные…

-в яйцах содержатся витамины и минер.вещ.

- строение яйца

-какие блюда можно приготовить

- готовить омлет, определить свежесть яиц.

 

ДЕГУСТАЦИЯ БЛЮДА

(Внешний вид: имеет форму пирога, продукты нарезаны равномерно и распределены по всей массе.

Вкус: в меру солёный, тех продуктов, которые входят в рецептуру.

Запах: соответствует запаху свежих яиц и добавленных в омлет продуктов.

Цвет: светло-желтый со слегка коричневатой поджаристой корочкой.)

 

УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА

Наше шоу –путешествие по стране Кулинария подошло к концу.

Уважаемые эксперты в области яиц, мы благодарим вас за работу, спасибо. Ждём с вами новых встреч в стране Кулинария.

 

 

Маршрутный лист воспитаницы (-ка) ______________________

по теме «Блюда из яйца»

 

 

Знал(а)

Узнал(а) на занятии

 

 

Кто производит яйца?

Куры

 

 

 

Утки

 

 

 

Перепела

 

 

 

Индюки

 

 

 

Гуси

 

 

 

Страусы

 

 

 

Полезность яиц.

1.белок яйца полноценный и легкоусвояемый среди белков.

 

 

 

2.В белке содержится лизацин, вещество, убивающее микроорганизмы.

 

 

 

3.В яйце содержится витамин Д(важный для растущего организма)

 

 

 

Строение яйца.

4.Скорлупа, белок, желток.

 

 

 

5.Зародышевый диск, воздушная камера, подскорлуповая оболочка, канатики.

 

 

 

Категория яиц.

6.Диетические: I категория и II категория

 

 

 

7.Столовые

 

 

 

8.Меланж (жидкий, высушенный)

 

 

 

Хранение яиц.

9.В холодильнике- тупым концом вверх.

 

 

 

10.При отсутствии холодильника- смазать скорлупу растительным маслом, завернуть в бумагу, уложить в корзинку.

 

 

 

ЛР Определение доброкачественности яиц.

11Органолептический.

 

 

 

12. Овоскоп.

 

 

 

13. Погружение в солёную воду:

  • №1-
  • №2-

 

 

 

Практическая работа.

14.Охрана труда

 

 

 

15.Санитарно-гигиенические требования.

 

 

 

16.Нарезка продуктов

 

 

 

17.Работа в бригаде

 

 

 

18.Сервировка стола

 

 

 

19. Дегустация

 

 

 

Способы приготовления яиц.

20.Всмятку-2 мин

 

 

 

21.В мешочек-4-5 мин

 

 

 

22.Вкрутую-7-10 мин

 

 

 

Как отличить сырое яйцо от варёного.

23.Кручением. Варёное хорошо вращается, сырое- сделав 1-2 оборота, останавливается.

 

 

 

Cальмонеллёз

24.Инфекционная болезнь.

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

Итого: