версия для слабовидящих

Методическая разработка занятия по профилактике правонарушений.

Тема: «Проступок. Правонарушение. Преступление».

Провела: Бобырь З.И.

Возраст детей: 7-14лет

Место проведения: группа

Цель: 

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание активной гражданской позиции.

Задачи:

  • Дать воспитанникам представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.
  • Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.
  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Ожидаемый результат:

  • Приобретение практического опыта применения прав ребенка.
  • Самостоятельное решение конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.

Форма проведения: круглый стол

Оборудование: презентация, аудиозаписи, карточки с заданиями.

 

Ход занятия

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях и об их последствиях. Прежде чем мы поговорим с вами о серьезных вещах, я хотела бы, чтобы вы закрыли глаза и представили себя могучими деревьями.

- Известный философ И.Кант говорил: «Обращайся к другим так, как хотел бы, чтобы обращались к тебе».

Не оступиться в жизни – трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: «Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь».

Все не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути добычи или чего-то еще, а что будет завтра?

Сложно на этот вопрос дать ответ, когда ты уже плохо сделал, выбраться из того болота, ох, как сложно.

В каждом из нас живет два человека. В каждом из нас живут противоречивые чувства. Но в том-то и дело, что нужно уметь на первый план всегда выводить свое лучшее я. В подростковом возрасте это делать сложнее.

- Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

- И сегодня наше занятие – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь.  Мы попробуем в ходе него разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

Но сначала давайте разберемся с вами, какие у вас есть права, и какие есть обязанности?

- А сейчас я предлагаю вам прослушать песни, и определить о каких правах идет речь.

“Песня бременских музыкантов” – Право на свободу передвижения.

“Чему учат в школе” - Право на образование.

“Песенка мамонтенка” - Право жить и воспитываться в семье.

“Чунга-Чанга” - Право на отдых.

“В каждом маленьком ребенке” - Право на всестороннее развитие.

“Какой чудесный день” - Право на занятие творчеством.

“Кабы не было зимы” - Право на отдых, каникулы для детей.

“Антошка” - Право на труд и отдых.

“Пусть всегда будет солнце” - Право на жизнь и свободу.

“До чего дошёл прогресс” - Право на пользование достижениями культуры.

 

- Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение? (Определения написаны на доске)

ПРАВОНАРУШЕНИЕ - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

ЗАКОН - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

- Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Инсценировка ситуации кражи телефона.

- Ребята, воровство всегда считалось плохим поступком и это отразилось в пословицах и поговорках.

Задание: (несколько пословиц из списка делятся на части, необходимо соединить части пословицы)

Не воровством добывают деньги,

чье мясо съела.

Легко воровать,

да на себя загляни – жить научишься!

Хоть с умом воровать,

летит и голова

Каков грех,

за собой и обязанности

Один раз украл,

под старость дыра.

Знает кошка,

тот и в ответе

За худые слова

да тяжело отвечать.

Права влекут

а беды не миновать

На других погляди,

кузнец своего счастья.

Смолоду прорешка

такова и расплата.

Жизнь дана

на добрые дела.

Человек

а навек вором стал.

Кто в деле,

а трудом.

 

Ответы:

Не воровством добывают деньги, а трудом.

Легко воровать, да тяжело отвечать.

Хоть с умом воровать, а беды не миновать.

Каков грех, такова и расплата.

Один раз украл, а навек вором стал.

Знает кошка, чье мясо съела.

За худые слова летит и голова

Права влекут за собой и обязанности

На других погляди, да на себя загляни – жить научишься!

Смолоду прорешка под старость дыра.

Жизнь дана на добрые дела.

Человек кузнец своего счастья.

Кто в деле, тот и в ответе.

- Ну а теперь давайте разберемся с вами, что общего между проступком, правонарушением и преступлением?

- Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Да – нет? Почему?

- Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.

 Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.

- Что такое правонарушение?

Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.

- Дайте определение преступлению.

Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

- Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? Дети. Устав школы.

- А в нашей школе есть устав? Дети. Да.

- Вспомним его вместе.

Дети. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

-Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? Дети. Проступком.

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок?  Какое?

Дети. Да. Ученика могут вызвать на беседу к завучу, к директору, на совет профилактики школы.

- А сейчас я предлагаю вам создать собственное государство и возможность выбрать из нижеизложенного списка правонарушений десять пунктов, которые, на их взгляд, мешают эффективному функционированию государства:

1.Пропуски уроков без уважительной причины

2.Разговоры на уроках

3.Невыполнение домашнего задания

4.Хамство и некорректное поведение по отношению к сверстникам

5.Хамство и некорректное поведение по отношению к взрослым

6.Нецензурная брань

7.Списывание

8.Употребление спиртных напитков, в т.ч. слабоалкогольных

9.Отсутствие сменной обуви

10.Опоздания на уроки

11.Пассивная позиция по отношению к жизни государства

12.Отказ в помощи другим гражданам государства

13.Неподчинение вышестоящему по должности

14.Неуплата пени, штрафов

15.Курение

16.Нанесение ущерба здоровью окружающих

17.Нанесение ущерба собственному здоровью

18.Игнорирование уроков физкультуры

19.Подкуп должностного лица

20.Несоблюдение офисного внешнего вида

21.Использование сотового телефона по прямому назначению на уроках

22.Порча имущества школы ...

- Кроме предложенных правонарушений ребята могут дополнить список своими вариантами.

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Старшеклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Дети.  Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

 В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет?

- Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?

Дети. Штраф; подростка могут поставить на учет в полицию.

- Есть ли вопросы к инспектору?

- Кого заставила задуматься наша беседа?

- Наше занятие подошло к концу, давайте не будем забывать, слова философа и будем относиться к другим людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.

Просмотр подборки мультфильмов о правонарушениях.