версия для слабовидящих

Методическая разработка "Русская изба"

«ГБУ АО Мошинский детский дом»

"Русская изба"

 Методическая разработка

 lsh

 

 Пигина Светлана Николаевна

 

Старший воспитатель, руководитель экспозиции «Русская изба»

 

 

 

 

 

Макаровская 2020г.



 

Аннотация

 

В методической разработке по теме «Русская изба» представлен материал по изучению русской народной культуры. Разработанное занятие способствует активизации познавательной деятельности воспитанников по вопросам краеведения, расширяет представление о родном крае, вызывает интерес к его изучению.

Занятие, рассчитанное на детей младшего школьного возраста, знакомит с традициями русской избы, народной одеждой, предметами быта. Проходит в ГБУ АО «Мошинский детский дом» в музейной экспозиции «Русская изба».

Методическая разработка по теме «Русская изба» адресована педагогам дополнительного образования, воспитателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Цели и задачи
  3. Ожидаемые результаты
  4. Ход проведения мероприятия
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«К избе от сердца проторить дорогу, чтоб сохранить исконный, русский дух,

Чтоб всяк, пришедший к этому порогу, к своим истокам сердцем не был глух».

 

Е.А. Рыскова

 

Введение

 

Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Родине, родному краю всегда было и остается актуальным.

Экспозиция музея воссоздает обстановку старинной русской избы. 

 В музее представлено несколько разделов:  интерьер русской избы, предметы труда и быта.

Здесь дети узнают о назначении предметов домашнего обихода, которые уже стали историей. Педагог рассказывает о русских традициях, обрядах и давно забытых бытовых укладах, показывает, как наши предки пользовались бытовыми вещами, и каждый желающий может попробовать это сделать своими руками. Быт в старину был тяжел. Это видно детям по рубелю для стирки белья, по прялке, по коромыслу. Но тем острее осознается мудрая любовь человека к красоте, благодаря которой затейливо украшались и эти предметы, и многие другие - скатерти, рушники, посуда, половики. Каждый музейный экспонат ребята могут взять в руки, посмотреть, как он устроен. Невозможно на вербальном уровне объяснить детям значение давно вышедших из употребления слов: туесок, короб, ухват, веретено, коромысло и других. Только увиденные своими глазами эти предметы становятся узнаваемыми.

Непосредственно-образовательная деятельность направлена на формирование представления об облике русской деревни, обобщения знания детей о предметах старинного быта.

Подобные творческие занятия несут высокий, эмоциональный, положительный заряд для детей и педагогов. Очень хотелось бы, чтобы знания о родной культуре дети пронесли через всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

  • Познакомить детей с традициями русского народа и формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.

 

Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
  • Обогатить словарь детей словами, которые использовались только в быту в русской избе: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло и т.п.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям.
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Просмотр презентации «Русская изба».

 

Ожидаемые результаты:

  • развитие познавательного интереса к истории родного края, чувства гордости за свою Родину;
  • развитие личности учащихся;
  • духовно-нравственная ориентация школьников;
  • повышение уровня знаний детей о быте русского народа.

 

 

Ход занятия-экскурсии

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ "РУССКАЯ ИЗБА"

1. Приветствие.

-  Здравствуйте, дорогие друзья! Сейчас мы с вами попадем в одно волшебное место. Чудеса там происходят! Да, и чтобы туда попасть, нам нужно произнести волшебное заклинание. Повторяйте за мной:

Вот волшебный наш музей,

Заходи сюда скорей

И бери с собой друзей.

Двери открываются,

Сказка начинается!

Дети произносят заклинание. Ведущий достает из лукошка ключ. Открывает двери в музей.

2. Постановка целей и задач

- Сегодня я вас познакомлю с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе, которая представлена в музее народного быта «Русская изба»!

3. Русская изба.

- Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

- А как вы думаете, друзья мои, из чего строили избы? Из дерева, конечно. Но не все деревья подходили для строительства. Какие же деревья использовалась в строительстве?

Не старые, не молодые. Не дряхлые и прогнившие, а здоровые. Ели, сосны, лиственницы, дубы, березы. 

- В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить

- Раньше люди верили, что на печи живет домовой – дух дома. Его не обижали, а наоборот, старались с ним подружиться, чтобы он охранял дом и не тревожил людей. Вот на нашей печи тоже живет домовенок Кузя. И любит он играть с гостями в разные игры. Вот и сейчас Кузьма хочет с вами в викторину поиграть. А ну-ка, поглядим, как хорошо вы сказки народные знаете.

Достают у Кузи свиток с заданием: Викторина по сказкам.

 

  1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
    1) сороки-вороны
    2) гуси-лебеди+
    3) утки-крякушки
  2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
    1) в барашка
    2)в козлёночка+
    3) в ягнёночка
  3. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
    1) от  злой мачехи+
    2) от бабы Яги
    3) от Змея Горыныча
  4. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота?
    1) петух+
    2) гусь
    3) индюк
  5. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
    1) на деревянных
    2) на курьих+
    3) на железных
  6. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»
    1) «Волк и семеро козлят» +
    2) «Волк и три поросёнка
    3) «Ненасытный Волк»
  7. У петушка красивый гребешок. Какой он?
    1) бронзовый
    2) серебряный
    3) золотой+ («Петушок, золотой гребешок)
  8. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
    1) редиску
    2) редьку
    3) репку+
  9. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
    1) вёдра+
    2) кастрюли
    3) чайники
  10. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
    1) медведь+
    2) волк
    3) чудо-юдо
  11. Кто поёт льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка…»
    Ответ:лиса
  12. Какие русские народные сказки о животных вы знаете?
    Ответ:«Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»

- А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

- В русской печи можно готовить очень вкусную еду, например, печь блины или пироги. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной однонаправленным подогреванием (на плите). Процесс приготовления пищи в русской печи можно назвать «томлением» — длительное время держится равномерное температурное поле. Поэтому некоторые блюда с той же вкусовой гаммой невозможно приготовить в других условиях, например, перловая каша с грибами, жаренные в сметане грибы или картошка, топленое молоко. Ставец (крынку) с молоком ежедневно ставили в печь. Такое молоко называлось жареным, взрослые добавляли его в чай, детям же позволялось напрямую лакомиться этим деликатесом.

Существовало много примет, связанных с домом и очагом, всевозможных легенд и поверий. Считалось, например, что нельзя затоплять печь с непокрытою головой. «Запечный дедушка, мог надеть на голову хозяйке чугунок». Печь также использовали в качестве бани. Рядом с печью находилось рабочее место хозяйки: стояли кочерга, ухват, деревянная лопата, висели полотенце и рукомойник.

В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». И действительно, трудно себе представить, что можно истопить печь и приготовить пищу, даже не взяв в руки кочергу. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть вглубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит все та же кочерга. Проходит несколько секунд, и дымящееся поленце, придвинутое кочергой к печному костерку, уже горит ярким пламенем. Рассыпались по устью дрова и угли, и их нужно уложить кучно – здесь тоже не обойтись без кочерги. Словом, этот печной инструмент всегда должен быть под рукой.

«В хлеву у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках». Кому довелось родиться в крестьянской семье, без особых затруднений отгадает эту загадку. Сразу же вспоминается рогатый ухват, на котором мать или бабушка отправляют в топливник русской печи чугунок, образно названный в загадке стогом сена. Нетрудно догадаться, что хлев — это топливник русской печи, а хвост быка – деревянная рукоятка ухвата. Без ухвата нельзя достать чугунок, с приготовленной в нём пищей, из устья печи.

«Под полом, под середой, сидит баба с бородой», – загадывает одна старинная народная загадка. Таинственная баба с бородой, о которой идет речь в загадке, – помело. Оно неизменно находится при духовой русской печи и предназначено для очистки шестка и устья. Чаще всего устье в печи подметали перед тем, как печь пироги. Употреблять его для каких-то других целей строго запрещалось. Нельзя его также было заменять чем-то подобным, например веником для подметания пола, метлой или банным веником. Это равносильно тому, что мести дворовой метлой обеденный стол. Если такое кощунство замечалось за хозяйкой, то она теряла уважение соседей. Считалось, что хозяйка, которая не делает различия между полом и устьем печи, нарушает элементарные правила гигиены.

В старые года, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам – пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную лопату на длинном черенке. Как свидетельствует народная сказка про Лутонюшку, была она даже у Бабы Яги в избушке на курьих ножках. Именно на хлебной лопате отправил наш герой в пылающую русскую печь дочку злой колдуньи. Хлебную лопату делали из целого куска дерева: липового, осинового или ольхового кряжа толщиной не менее 25 см.

- Почетное место в избе – красный угол. Там висели иконы, стояли стол и лавки. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Холщовая скатерть на стол стелилась даже в самых бедных домах. Перекрестившись, хозяйка раскидывала ее по столу и ставила одно общее блюдо со щами. У каждого за столом имелось свое место. Хозяин резал хлеб и солил похлебку, укрощал не в меру активных и подгонял задумчивых. Уронить и не поднять кусок хлеба считалось грехом, оставлять его недоеденным, выходить из-за стола раньше времени также не полагалось.

Детей в крестьянских семьях было много. Как только рождался ребёнок, его укладывали в зыбку, люльку, колыбель (все они исполняли одну и ту же функцию, созданы были для того, чтобы укачивать ребёнка). Покачивая зыбку, напевали колыбельную (от слова колыбель): «Берёзынька скрип, скрип…Моя деточка спит, спит…»

С давних времён на Руси человек хранил в сундуке своё имущество: одежду, посуду и даже драгоценности. В доме стоял сундук, он всегда стоял на видном месте, поскольку свидетельствовал о богатстве хозяина. Лучшими считались дубовые сундуки, обитые полосками жести. Переднюю стенку украшали орнаментом, рельефными фигурками. Сундук закрывался на массивный замок, часто со звоном. Чем богаче становился человек, тем больше у него появлялось в доме сундуков. Поставленные друг на друга, они напоминали современный шкаф.

В разделе «Предметы быта» можно встретить подлинные вещи, начиная с 18 века. В старину ни одна семья не обходилась без прялки. За прялкой да за лучиной проходила значительная часть жизни женщины, вплоть до глубокой старости. Ныне прялка почти полностью утратила свое функциональное назначение. Перед вами прялка, на которой пряли шерсть

- На Руси до чая пили разные напитки: капустный и огуречный рассолы, морс, квас, кисель. Первыми чай в России узнали в Сибири. И вскоре чай стал национальным напитком русских. Именно на Руси изобрели прибор для приготовления чая – самовар. Перед вами угольный самовар и более современные электрические самовары. Они разные по размеру, но выполняют одну и ту же функцию. Одна из главных особенностей русского угольного самовара в том, что он может кипеть до конца чаепития, для чего достаточно держать трубу слегка открытой. Во время войн, в голодные годы самовар, как и русская печь, был в крестьянском доме и лекарем и утешителем. За неимением чаю-сахару заваривали морковную вяленицу, зверобой, лист смородины и т.д.

Почему-то в тяжкие времена крестьянский самовар становился объектом особого внимания (та же судьба была, впрочем, и у русских колоколов). Но не всегда его, уносимого из избы, сопровождали печальные женские причитания. Во время Великой Отечественной войны русские бабы по призыву собирать цветной металл без единого вздоха отдавали в фонд войны свои последние самоваришки, после чего воду приходилось кипятить в чугунках. Нынче самовар повсеместно вытесняется электрочайником, в чем есть и свои плюсы, и свои минусы.

- Перед вами утюги: угольный и цельнометаллический. Угольные утюги делали с крышкой вверху и с отверстиями внизу. Отверстия внизу утюга нужны были для того, чтобы туда поступал воздух. Перед тем как начать гладить, открывали крышку и насыпали горячих углей. Угли нагревали дно утюга и после прогрева его, начинали гладить белье. Цельнометаллический, выполнялся в основном из чугуна, был тяжеловат. Чтобы погладить бельё, надо было его нагреть на огне. Такими утюгами пользовались до 1975 года.

- В сельской местности основным видом обуви были лапти. Лапти – обувь весьма не простая, выполнены они из лыка, кто был их хозяином мужчина, женщина или подросток неизвестно. Лапти не разделялись на мужские и женские, плелись они для всех одинаково. Были, правда, лапти будничные и парадные. Плели лапти из лыка липы, вяза, ракиты и вереска. Обувь была непрочной, и недаром существовала поговорка: «в дорогу идти – пять пар лаптей плести». Иногда, как материал использовалась простая верёвка. Такие лапти назывались чуни. Их носили дома.

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери.

Таким образом, в крестьянских семьях, вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

4. Итог занятия.

- Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?

- Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать?

- Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

 

 

 

Заключение

 

Приобщение к народным традициям, к истокам культуры важно для сохранения исторической памяти поколений, для неразрывной связи времен, для воспитания самоуважения и достоинства в каждом человеке.

Занятия-экскурсии в краеведческих музеях вызывают у детей большой интерес, предметы быта завораживают детей своей простотой, они бережно рассматривают их, трогают руками. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с народными традициями, с тем как жили когда-то русские люди, как были талантливы и изобретательны. Ни рассказы педагога, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.

Экспозиция музея «Русская изба» направляет подрастающее поколение в русло нравственности, укрепление памяти предков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Князева, О.Л. Как жили люди на Руси [Текст]/ О.Л. Князева. - Санкт – Петербург: «Детство-Пресс», 1998. – 64с.
  2. Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта [Текст]/ М.В. Короткова.- Москва: «Дрофа», 2003. – 256с.
  3. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст]/ Г.В. Лунина. - Москва: «Элизе трейдинг», 2004. – 128с.
  4. Соколова Л. В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях: методический материал. [Текст]/ Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова. - Москва: «Айрис-Пресс» . – 196с.
  5. Терещенко А.В. Быт русского народа: В 2 т. Т. 1 Ч. I–III // сост. А. В. Фроловой /отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. - Т. I. - 944 с.
  6. Терещенко А.В. Быт русского народа: В 2 т. Т. 2. Ч. IV–VII // сост. и отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. —Т. II. — 864 с.16

 

  1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
    1) сороки-вороны
    2) гуси-лебеди+
    3) утки-крякушки
  2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
    1) в барашка
    2)в козлёночка+
    3) в ягнёночка
  3. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
    1) от  злой мачехи+
    2) от бабы Яги
    3) от Змея Горыныча
  4. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота?
    1) петух+
    2) гусь
    3) индюк
  5. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
    1) на деревянных
    2) на курьих+
    3) на железных
  6. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»
    1) «Волк и семеро козлят» +
    2) «Волк и три поросёнка
    3) «Ненасытный Волк»
  7. У петушка красивый гребешок. Какой он?
    1) бронзовый
    2) серебряный
    3) золотой+ («Петушок, золотой гребешок)
  8. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
    1) редиску
    2) редьку
    3) репку+
  9. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
    1) вёдра+
    2) кастрюли
    3) чайники
  10. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
    1) медведь+
    2) волк
    3) чудо-юдо
  11. Кто поёт льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка…»
    Ответ:лиса
  12. Какие русские народные сказки о животных вы знаете?
    Ответ:«Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»