версия для слабовидящих

Рабочая программа фольклорно-краеведческого кружка "Родные истоки"

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Мошинский детский дом»

  

Рабочая программа

фольклорно - краеведческого кружка «Родные истоки»

 

Срок реализации 1год

  

Руководители:

Минаева В.Н.воспитатель высшей категории

Пигина С.Н. воспитатель высшей категории

  

2015 г.

                                                        Пояснительная записка

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине.

Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы кружка позволят добиться определённых результатов. Дети научатся быть экскурсоводами, смогут сами проводить экскурсии. В новой обстановке русской избы, дети по-новому будут воспринимать полученный материал.

Младшие дети смогут закреплять полученный материал в специально разработанном методическом пособии «Музей «Русская изба» от А до Я».

           Программа связана с общим образованием. Работая по программе, воспитанники учатся на практике применять знания, полученные на уроках, дополняют эти знания региональным компонентом.

 

Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам музея детского дома, и позволяет больше узнать, правильно понять исторические, географические, этнические особенности своей малой Родины. Эта Программа помогает сохранить то, что веками создавалось русским народом, что так стараются заменить сегодня западной культурой различные средства массовой информации.

Цель программы:

Формирование у воспитанников патриотических чувств, представлений об истории и традициях русского народа своего края, знакомства с народной культурой.

 

Задачи:

 - повысить уровень знаний детей о истории родного края ;

- познакомить детей предметами быта, орудиями труда, одеждой;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

- привлечь воспитанников к активному взаимодействию по сбору экспонатов.

 

Направление деятельности кружка:

- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с жителями села;

- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, педагогов и других гостей детского дома.

 

Возраст детей,  участвующих в реализации программы.

Программа ориентирована на воспитанников 7 – 18 лет. Формы и методы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Программа кружка рассчитана на тех, кому интересна история и самобытность родного края.

Предполагаемые итоги реализации программы:

  • Занятия в кружке позволят развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, активность, ответственность.
    • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям с помощью устного народного творчества, возрождение малых форм фольклора
    • Развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
    • Пополнение материальных запасов музея. Превращение музея в центр патриотического воспитания.

Методические приемы.

Основными методическими приемами являются:

  •   Исследовательская деятельность.
  •   Поисковая деятельность.
  •   Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
  •   Индивидуальная работа с воспитанниками.

 (подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, паспортизация и инвентаризация экспонатов)

  •   Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).

 

Теоретическая часть программы включает в себя сведения об истории села, его обычаях и традициях, знакомство с фольклором русского севера.

Практическая часть программы изучение предметов быта, строения домов и хозяйственных построек, одежды.

 

Реализация программы будет осуществляться через различные формы:

  •  Беседа
  •  Презентация
  •  Игра
  •  Практикум
  •  Исследовательская работа
  •  Экскурсии
  •  Поход
  •  Работа с литературой и ресурсами интернет.

 

Срок реализации программы – 1 год

Ожидаемые результаты

 Дети познакомятся  с историей Мошинского  края, архитектурными памятниками села.

Узнают историю народных праздников.

Научатся работать с научной  и энциклопедической литературой, ресурсами интернет.

Познакомятся с правилами хранения экспонатов музея «Русская изба».

Смогут проводить экскурсии по музею и будут иметь полное представление о русском крестьянском доме.

Научатся:

Вести беседы с местным населением,

Распределять экспонаты по зонам музея,

Выполнять паспортизацию музейных экспонатов,

Самостоятельно собирать и обрабатывать исторический материал.

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во занятий

1

Вводное занятие. Общее ознакомительное.

1

2

Блок I

Край, в котором мы живём

  1. Вводное занятие «Что изучает краеведение».
  2. Понятие «малая Родина», границы и территория родного края, герб села Моша.
  3. История родного села: - знакомство с проектом «Мошинский край».
  4. Поход «знакомство с постройками домов»
  5. Встреча с интересными людьми по сбору фольклора
  6. Конкурс «Северная вечёрка» октябрь.
  7. Знакомство с творчеством земляков.

 

3

Блок II

«Музей «Русская изба»

Теория - работа по зонам

  1. Женская часть избы:

Печь, стол, посуда, скамьи, «красный угол», кухонная утварь, самовары, заблюдник,

  1. Мужская часть избы:

Рыбацкие снасти, приспособления для шитья обуви, сани грабли.

  1. Зона отдыха (Спальня – ложница)

Кровать, люлька, детская кроватка, подвесы, сундуки, лоскутное шитье, покрывала.

  1. Рабочая зона:

Ткацкий станок, прялки, веретено, утюги, жернов,

Практика

 

  •  Разработать положение о музее.
  •  Исследовательская работа.
  •  Паспортизация экспонатов.
  •  Инвентаризационная книга музея.
  •  Пополнение музея экспонатами.
  •  Подготовка экскурсоводов
  •  Проведение обзорной и тематической экскурсий.

 

 

 

 

4

Блок III

Мир народных праздников

  1. 1.     Сентябрь – хмурень. Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Девичий праздник.   30.09
  2. 2.     Октябрь – грязник. Покров.   14.10.
  3. Ноябрь – полузимник. Праздник Калита.   29.11.
  4. 4.     Декабрь – стужайло. Введенье.  04.12. Никола Зимний 22.12
  5. Январь – просинец. Рождество Христово.  07.01.

Святки -  07.01. - 14.01.

  1. Февраль – бокогрей. Макарьев день.  01.02.
  2. 7.     Март – протальник. Пасха.
  3. Апрель – снегогон. Лёлин день.   22.04.
  4. 9.     Май – травень. Никола Вешний, Никола Теплый. 22.05
  5.  Июнь – румянец. Иванов день. 07.06.

 

 

 

 

.

 

5

Блок IV

Устное народное творчество.

Игры, потешки, сказки, предания, песни

 

6

 

 

 

Содержание программы

сентябрь

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

Вводное занятие

Беседа

 

презентация

Теория: «Краеведение» - основные понятия; знакомство с программой кружка.

 

1

Северный фольклор

Практическое занятие.

Теория:  Встреча с интересными людьми по сбору фольклора

Сентябрь -  Поташева Т.Т.

Практика: Разучивание фольклорной песни

 

2

Сентябрь-хмурень.

Презентация.

Теория: Приметы сентября. Народный праздник «Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья - девичий праздник».

 

1

 

Знакомство с постройками домов. Деревня Заболотье.

 

Поход.

 

Теория:

Практика: Крестьянский дом, как явление народной культуры.

Понятия: венец, сени,горница…

 

2

 

Октябрь

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

Изучение родного края

Беседа

 

презентация

Теория: Понятие «малая Родина», границы и территория родного края, герб села.

 

 

1

Октябрь - Грязник. Покров.  

Практическое занятие.

Теория:  Народные праздники Грязник, Покров.

Практика:

 

 

Чтение сказок

Практическое занятие.

Теория: Чтение сказки

Практика: заучивание потешек

 

 

Конкурс «Северная вечёрка»

конкурс

Практика: участие в концерте с песней.

 

 

Положение о музее детского дома «Русская изба»

 

Теория: Знакомство с положением

Практика: Просмотр видео – фильма о музее.

 

 

 

Ноябрь

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

Вводное занятие

Беседа

презентация

Теория: Знакомство с музеем «Русская изба»

 

1

Открытое занятие

 

Теория:

 Практика:

 

 

 

Ноябрь – полузимник. Праздник Калита

Презентация.

Теория: знакомство с праздником «Калита»

Практика:

 

 

Чтение сказок

 

Теория:

Практика:

 

 

Работа с экспонатами музея

Практическое занятие

Теория: Объяснить что такое паспорт предметов.

Практика: Паспортизация экспонатов.

 

8

Знакомство с зонами музея

 

Теория: познакомить с женской частью избы

 

 

Декабрь

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

Проект «Мошинский край»

Беседа

презентация

Теория: История родного села: - знакомство с проектом «Мошинский край».

 

 

1

Работа в музее

Практическое занятие.

Теория:  Объяснить, что такое инвентаризационная книга музея

Практика: Инвентаризационная книга музея.

 

 

 

Экскурсия в д. Погост

экскурсия

Теория: Знакомство с архитектурным памятником.  Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

 

 

 

Стужайло. Введенье.  04.12. Никола Зимний 22.12

 

 

Теория: Знакомство с праздниками: Стужайло. Введенье,  Никола Зимний.

Практика:  народные игры.

 

 

Чтение сказок

Презентация. Практическое занятие.

Теория: знакомство со сказками  северных писателей

Практика:

 

 

Знакомство с зонами музея

 

Теория: познакомить с мужской частью избы

 

 

Январь

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

Вводное занятие

Экскурсия в дом Швецовых.

Теория: Знакомство с творчеством земляка. Художник Швецов А.Я.

 

1

Работа в музее

Практическое занятие.

Практика: Паспортизация экспонатов.

 

 

Просинец. Рождество Христово. 

Святки

 

Презентация. Практическое занятие.

Практика: Подготовка праздника Рождество.

Теория: разучивание колядок

 

 

Праздник Рождество

Экскурсия

Практика: Посещение ночной службы в церкви

 

 

Чтение сказок

 

Теория:

Практика: Обыгрывание сказки по ролям

 

 

Знакомство с зонами музея

 

Теория: познакомить с рабочей частью избы

 

 

Февраль

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

Встреча с А. Гусельниковой

Беседа

презентация

Теория:  знакомство с творчеством поэтов г. Няндома

 

1

Работа в музее

Практическое занятие.

 

Практика: Паспортизация экспонатов.

 

 

Бокогрей. Макарьев день.  01.02.

 

Презентация. Практическое занятие.

Теория: Знакомство с праздником Бокогрей. Макарьев день

Практика: народные игры

 

 

Чтение сказок

 

Теория: знакомство со сказками  северных писателей

 

 

 

Экскурсия по музею для начальных классов МСШ.

Театрализованное представление

Практика: экскурсия «Знакомство с русской избой»

 

 

Подготовка к празднику Масленица

Беседа, презентация

Теория: знакомство с праздником Масленица

 

Знакомство с зонами музея

 

Теория: познакомить с зоной отдыха в избе

 

 

Март

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

Вводное занятие

Беседа

 

презентация

Теория: Знакомство с творчеством земляков. Хор «Сударушка»

 

 

1

Работа в музее

Практическое занятие.

Теория:  Пополнение музея экспонатами

Практика:

 

 

протальник. Пасха

Презентация. Практическое занятие.

Теория: Знакомство с праздником Протальник. Пасха

 

 

 

Чтение сказок

 

Теория:

знакомство со сказками  северных писателей

 

 

Экскурсия по музею для начальных классов МСШ

Театрализованное представление

Практика: экскурсия «Знакомство с русской избой»

 

 

 

Апрель

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

Вводное занятие

Беседа

 

презентация

Теория:

 

1

Работа в музее

Практическое занятие.

Практика: Паспортизация экспонатов.

 

 

Снегогон. Лёлин день.   22.04.

 

Презентация. Практическое занятие.

Теория: Знакомство с праздниками: Снегогон, Лёлин день.  

 

 

 

Чтение сказок

 

Практика: знакомство со сказками  северных писателей

 

 

Экскурсия по музею для начальных классов МСШ

Театрализованное представление

Практика: экскурсия «Знакомство с русской избой»

 

 

 

Май

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

Экскурсия в д. Икса

Беседа

Теория: встреча с Барабкиной З.Л.

 

1

Травень. Никола Вешний, Никола Теплый

Презентация. Практическое занятие.

Теория: Знакомство с праздниками: Травень. Никола Вешний, Никола Теплый

Практика:

 

 

Чтение сказок

 

Теория: знакомство со сказками  северных писателей

 

 

 

Экскурсия по музею для начальных классов МСШ

Театрализованное представление

Практика: экскурсия «Знакомство с русской избой»

 

 

Работа в музее

 

Практика: Паспортизация экспонатов.

 

 

Июнь

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Кол-во занятий

«Знакомство с постройками домов» д. Мартевская

 

поход

Теория: знакомство с постройками домов

 

 

Румянец. Иванов день. 07.06

Презентация. Практическое занятие.

Теория: знакомство с праздником

Практика: игры, плетение венков.

 

 

Работа в музее

 

Практика: пополнение экспонатами

 

 

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  • Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С.Борисова. М., 1982, – 224 с.
  • Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.  

– С.136

  • Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
  • Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
  • Работа со школьниками в краеведческом музее : Сценарии занятий : учеб. - метод. пособие / под ред. Н. Н. Ланковой. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с
  • Палаткина  Т.М.  Школьный  музей.  –  М., 2004.
  • Российская музейная энциклопедия. Словарь...
  • Материалы музея.
  • Интернет-ресурсы.