ГБУ АО «Мошинский детский дом»
Воспитательный час: «Как уберечь свой дом от преступников. Как уберечься от преступников на улице»
Участники: воспитанники детского дома Провели: С. Н. Пигина, З. И. Бобырь
2017 год
Воспитательный час: «Как уберечь свой дом от преступников. Как уберечься от преступников на улице» Цель: оказание практической помощи подросткам в трудных жизненных ситуациях, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Материалы: карточки с заданиями, видеосюжеты, памятки. Ход воспитательного часа: 1.Введение в тему. - Кражи имущества — самый массовый вид правонарушений, они составляют треть всех уголовных преступлений. Надо знать, как уберечь свой дом от преступников. Не помогать злоумышленникам проникнуть в дом, благодаря своим неправильным действиям или беспечности. Некоторые факты:
- Сегодня на занятии вы узнаете, как можно предотвратить проникновение преступников в дом?
2. Основная часть:
А. Обсуждение жизненных ситуаций и формулировка заповедей самозащиты для подростков (работа с карточками) Ситуация 1Саша заболел и в школу не пошел. Когда родители ушли на работу, в квартире раздался телефонный звонок. Незнакомый голос спросил, есть ли дома взрослые. Саша сказал, что все взрослые на работе и он дома один. Через час позвонили в дверь и стали открывать ее ключом... Саше стало страшно... Вопросы для обсуждения 1. Какую ошибку совершил Саша, разговаривая по телефону? 2. Как ему вести себя дальше? Подведение итогов обсуждения На телефонные звонки незнакомых людей надо отвечать уклончиво, что родители заняты, и подойти к телефону сейчас не могут. Обязательно спросить, куда и кому можно перезвонить. Дверь в квартиру открывать нельзя, как бы ни представлялся незнакомец. Нельзя также соглашаться, что-нибудь передавать соседям или родителям - это может быть предлогом, чтобы ворваться в ваше жилище. Если дверь квартиры кто-то пытается открыть, громко спроси: «Кто там?» и позвони в милицию. Если чужие продолжают ломиться в дверь с балкона или из окна, надо звать соседей или прохожих на помощь. Ситуация 2Таня и Света задержались на дне рождения подруги, и возвращаться домой пришлось очень поздно. Прохожих на улице практически не было, девочки были рады, когда добрались до своего дома без приключений. Перед ними в подъезд зашел только какой-то незнакомый мужчина. Подруги не задумываясь зашли вслед за ним... Вопросы для обсуждения 1. Какую ошибку совершили девочки? 2. Какая опасность может их ждать? Подведение итогов обсуждения Нельзя входить в подъезд или лифт, если туда перед тобой зашел мужчина или молодой парень. Это может быть грабитель или насильник, с которым справиться будет трудно. Не входи с незнакомыми в лифт, не вступай с ними в разговоры. Лучше остаться на улице, позвонить домой по сотовому телефону и попросить родителей спуститься вниз. Ситуация 3Вадим, сын обеспеченных родителей, познакомился с очень интересными, на его взгляд, ребятами, которые, узнав, что дома у Вадима есть хороший фильм на видео, просят пригласить их в гости. Подростки знают: дома взрослых нет. Вопрос для обсуждения Как поступить Вадиму? Подведение итогов обсуждения Конечно, приглашать в дом малознакомых ребят нельзя, особенно если взрослых нет дома. Надо сказать ребятам, что они посмотрят фильм в следующий раз, когда родители будут дома и можно будет познакомиться с ними. Если это не отпугнет новых знакомых и дружба на этом не закончится, то приглашать в дом таких ребят можно. Ситуация 4Юра всегда имеет карманные деньги и хвастается этим. Он часто угощает своих одноклассников то чипсами, то орешками, то шоколадом. На перемене в туалете к нему подошли старшеклассники и потребовали денег, угрожая побоями. Пришлось отдать все, что было в карманах. На следующий день вымогатели поджидали его уже у школы и снова потребовали денег... Вопросы для обсуждения 1. Почему Юра попал в трудное положение? 2. Какие надо принять меры в этой ситуации? Подведение итогов обсуждения Не носи с собой большие суммы денег, а если такие деньги оказались в кармане - не хвастай. Постарайся заходить в школьный туалет только тогда, когда там нет группы старшеклассников. Если старшеклассники в школе вымогают у тебя деньги, лучше сразу сообщить об этом учителям или администрации школы. Если ты хоть раз пойдешь на поводу у вымогателей, то они от тебя уже никогда не отстанут. Если во дворе или возле школы мальчишки требуют денег, постарайся убедить, что их нет, по возможности сообщи родителям или старшим о вымогательстве. Ситуация 5Восьмиклассницы Юля и Маша гуляли у парка отдыха. Было уже поздно, и заскучавшие девочки хотели расходиться по домам, но к ним подошли незнакомые парни и завели непринужденный разговор. Юле и Маше они понравились. Сразу стало весело! Новые знакомые предложили продолжить знакомство и поехать в кафе. К тому же неподалеку стояла «крутая тачка». Девочки, не задумываясь, сели в машину, которая помчала их неизвестно куда... Вопросы для обсуждения 1. Какие правила безопасности нарушили девочки? 2. Как следовало поступить в этой ситуации? Подведение итогов обсуждения Опасно знакомиться на улице. Нельзя садиться к малознакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься. Это правило должен знать каждый ребенок. Если неизвестные тебе лица приглашают послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть с собакой (может быть любой другой предлог), не спеши соглашаться, прежде обязательно посоветуйся с родителями или любым другим взрослым, которого ты знаешь. Ситуация 6Миша очень торопился домой, он обещал маме вернуться не позже десяти. Чтобы сократить путь до дома, он свернул на малоосвещённую и безлюдную тропинку, ведущую через пустырь. Вдруг ему дорогу преградил незнакомый человек. Вопросы для обсуждения 1. Как должен поступить Миша? 2. Какую ошибку он допустил? Подведение итогов обсуждения Как бы вы ни торопились, поздним вечером надо ходить по освещенным и многолюдным улицам, избегая опасных участков дороги. Если на вас напали, не стыдитесь, громко зовите на помощь. Носите с собой свисток и пользуйтесь им в случае опасности. Если вас грабят и вы не уверены, что можете оказать решительное сопротивление преступнику, отдайте то, что у вас требуют. При этом обратите внимание на особые приметы преступника и, не теряя времени, сообщите обо всем в милицию. Ситуация 7В одном крупном магазине «Женская одежда» к Наташе быстро подошла хорошо одетая миловидная девушка, по виду студентка, с просьбой помочь какой-то старушке, которая рядом в подъезде мучается с замком, не может открыть дверь... При этом девушка так хорошо улыбалась, так убедительно выражала заботу о пожилом человеке, что Наташа тут же пошла с незнакомкой. Но когда Наташа первой вошла в подъезд, то через вторую стеклянную дверь (там были две двери) она увидела метнувшуюся тень. Заподозрив неладное, Наташа стремительно развернулась, оттолкнула провожатую, ту «милую студентку», и выбежала из подъезда, успев услышать вслед какую-то ругань... Вопросы для обсуждения 1. Как избежать подобной ситуации? 2. Правильно ли поступила Наташа? Подведение итогов обсуждения Постарайся всегда и везде находиться с кем-то вдвоем - с родителями или настоящим другом. Б. Я прочитаю фрагмент сказки про Жихарку, а вы ответьте на вопрос: какой полезный совет даёт эта сказка? «Жили-были в избушке кот, петух да маленький мальчишечка — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал... Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери, всё запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит: — Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точёная, ручка золочёная, — это Жихаркина. Никому её не отдам. Только хотел её на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ. — Матушки! Лиса идёт! Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки. «Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь». Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать: — Эта ложка простая — Пети на, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точёная, ручка золочёная, — эту я себе возьму. А Жихарка-то под печкой во весь голос: — Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам! — Вот ты где, Жихарка! Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес...» (Уральская сказка.) В. Воспитанники получают конверты с заданиями. Ты остаёшься один дома. 1. Как надо поступить, если кто-то звонит в дверь? 2. Как нужно поступить, если за дверью слышишь незнакомый голос? 3. Как поступить, если человек представляется почтальоном, милиционером, работником телефонной службы, водопроводчиком? 4. Какой номер телефона нужно набрать в трудной ситуации? 5.Как поступить, если кто-то ломает дверь, или копается в замке? Ты играешь во дворе. 1. Где нужно хранить ключи от квартиры? 2. Можно ли демонстрировать (показывать) кому-либо свои ключи? Почему? 3. Можно ли пускать в дом малознакомого человека, даже если он общается или ранее общался с твоими родителями? Почему? 4. Можно ли рассказывать малознакомым людям, что есть в твоей квартире (приборы, техника и т.д.)? Почему? Ты возвращаешься домой. 1. Как поступить, если подозрительный человек стоит возле твоего дома? 2. Какой дорогой можно возвращаться домой? 3.Можно ли садиться в чужую машину? Почему? 4.Можно ли брать у незнакомых людей разные предметы? Почему? (Детям даётся время для обсуждения вопросов). Проверка задания. Анализ первой ситуации. «Ты остаёшься один дома». - Как надо поступать, если кто-то звонит в дверь? Если позвонили в дверь, нужно вначале посмотреть в дверной «глазок». Иногда в «глазок» никого не видно или на лестничной площадке погас свет. Всё равно не открывай те дверь. Позвоните соседям по телефону и попросите их посмотреть, что происходит: злоумышленники могут специально заклеить дверной «глазок». Если телефона нет, договоритесь с соседями, как связаться с ними в опасной ситуации (например, с помощью стука в стену). - Как нужно поступить, если за дверью слышишь незнакомый голос? Не открывай дверь незнакомому или малознакомому человеку. - Как поступить, если человек представляется, почтальоном, милиционером, работником телефонной службы, водопроводчиком? Если пришедший говорит, что пришла срочная телеграмма, попроси её зачитать, но дверь не открывай. Не вступай в разговоры с кем-либо через дверь, в ответ на любые вопросы и просьбы отвечай: «Сейчас я позвоню соседу, он выйдет и поможет всё решить», или: «Сейчас я позвоню в милицию, они приедут и разберутся». - Какой номер телефона нужно набрать в трудной ситуации? 02 – милиция. -Как поступить, если кто-то ломает дверь или копается в замке? Иногда достаточно спросить: «Кто там?» или крикнуть: «Мама, иди скорее!» Можно постучать соседям в стенку, открыть окно и звать на помощь. Анализ второй ситуации. Ты играешь во дворе. Уходя из дома, всегда надёжно запирай двери, форточки, даже в том случае, если твоя квартира находится на верхних этажах. Оставляй включенным свет, а ещё лучше – радио, чтобы создалось впечатление присутствия кого-то в доме. -Где надо хранить ключи от квартиры? В таком месте, о котором бы только знали вы и ваши родители. -Можно ли демонстрировать кому-либо свои ключи? Почему? -Можно ли пускать в дом малознакомого человека, даже если он общается или ранее общался с твоими родителями? -Можно ли рассказывать малознакомым людям, что есть в твоей квартире (приборы, техника и т.д.)? Почему? «Длинный язык – это дорога, по которой в дом приходит несчастье», - утверждали древние китайцы. Не рассказывай приятелям, соседям о ценных вещах в доме, распорядке дня в семье. Анализ третьей ситуации. Ты возвращаешься домой. Если возвращаешься домой из гостей поздно вечером, попроси их проводить тебя до дому. Предупреди своих родных, о времени прихода. Старайся быть точным в расчётах времени на дорогу и не опаздывать: тогда тебе будут больше доверять и меньше беспокоиться. -Как поступить, если подозрительный человек стоит возле твоего дома? Пройти мимо своего дома и дождаться, когда к нему подойдут хорошо знакомые люди. -Какой дорогой можно возвращаться домой? Открытой, освещённой и не откланяться от маршрута. -Можно ли садиться в чужую машину? Почему? Никогда не садитесь в чужую машину без разрешения родителей, тем более к незнакомому, даже если он обещает что-то заманчивое. При излишне настойчивом приставании подними шум. -Можно ли брать у незнакомых людей разные предметы? Ничего не бери у незнакомых людей, даже если они предлагают интересные для тебя предметы, конфеты, фрукты, щенка, деньги. Соблюдай осторожность в отношениях с новыми знакомыми. Некоторые специально завязывают знакомства, чтобы использовать их для совершения преступлений. Не позволяй преступнику «сыграть» на твоём любопытстве: «Пойдём, я тебе что-то покажу! Там так интересно! Ты такого не видел!» И подросток в след за преступником отправляется туда, где уже никто не может прийти ему на помощь. Г. Просмотр видеосюжетов – закрепление материала. 1. «Опасные места» 2. «Преступник и жертва» 3. «Меры предосторожности» 4. «Рекомендации поведения на прогулке» 5. «Средства самозащиты» Д. Работа с памятками. Как уберечь себя от нападения на улице 1. Старайся не ходить по безлюдным, мало освещенным и незнакомым улицам, особенно в вечернее время. Опасность может исходить также от заброшенных зданий, пустующих строек, лесных полос, парков – здесь могут находиться преступники. 2. Если тебе кажутся подозрительными человек или группа людей на улице, а прохожих поблизости нет, лучше избежать встречи с ними и повернуть назад. 3. Не бери с собой на улицу дорогие вещи, деньги – они могут стать приманкой для преступника. 4. Изучи микрорайон, в котором тебе приходится часто бывать. Отметь для себя место, где можно найти телефон, чтобы обратиться за помощью в милицию в случае опасности. 5. Не провоцируй нападение какими-либо противоправными действиями со своей стороны. Как себя вести при нападении 1. Если тебя кто-то преследует, старайся быстро бежать в сторону, где могут быть люди. 2. Если это невозможно сделать, громко кричи и зови на помощь. 3. Если преступники требуют отдать какую-либо вещь, не сопротивляйся: лучше лишиться ее, чем жизни и здоровья 4. Запомни приметы преступника, чтобы потом можно было описать его портрет в полиции. Как уберечь свое жилище от грабителей 1. Никогда не открывай двери незнакомым людям. Спроси через закрытую дверь, кто и с какой целью пришел. Грабитель может прийти в дом под видом работника жилищно-коммунальных служб, телефониста, почтальона и тому подобное. Если родителей нет дома, скажи, что они вот-вот подойдут. Ни в коем случае не открывай дверь, если в дверной глазок ничего не видно. 2. Всегда закрывай входную дверь на прочный внутренний замок. Уходя из квартиры, закрывай дверь на все замки. 3. Не оставляй ключи от квартиры под половиком, в почтовом ящике, на лестничной площадке. 4. Если кто-то пытается проникнуть в квартиру, когда ты дома один, громко кричи и зови соседей, срочно звони по телефону в милицию, службу спасения, родителям, в школу. Открой окно и зови на помощь прохожих. 5. Не рассказывай малознакомым людям и даже приятелям о том, что имеет ваша семья, – информация может попасть к преступникам. 3. Итог занятия Проверочный тест. Вывод. Если вы будете соблюдать правила, о которых мы говорили на занятии – это поможет избежать непредвиденных ситуаций, и спасёт вам жизнь. Используемая литература: 1. «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс, Москва, Астрель -АСТ, 2003г. 2. «Путеводитель по самостоятельной жизни», Вокруг Света, 2014
Тема «Правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте»
Как уберечь себя от нападения на улице 1. Старайся не ходить по безлюдным, мало освещенным и незнакомым улицам, особенно в вечернее время. Опасность может исходить также от заброшенных зданий, пустующих строек, лесных полос, парков – здесь могут находиться преступники. 2. Если тебе кажутся подозрительными человек или группа людей на улице, а прохожих поблизости нет, лучше избежать встречи с ними и повернуть назад. 3. Не бери с собой на улицу дорогие вещи, деньги – они могут стать приманкой для преступника. 4. Изучи микрорайон, в котором тебе приходится часто бывать. Отметь для себя место, где можно найти телефон, чтобы обратиться за помощью в милицию в случае опасности. 5. Не провоцируй нападение какими-либо противоправными действиями со своей стороны. Как себя вести при нападении 1. Если тебя кто-то преследует, старайся быстро бежать в сторону, где могут быть люди. 2. Если это невозможно сделать, громко кричи и зови на помощь. 3. Если преступники требуют отдать какую-либо вещь, не сопротивляйся: лучше лишиться ее, чем жизни и здоровья 4. Запомни приметы преступника, чтобы потом можно было описать его портрет в полиции. Как уберечь свое жилище от грабителей 1. Никогда не открывай двери незнакомым людям. Спроси через закрытую дверь, кто и с какой целью пришел. Грабитель может прийти в дом под видом работника жилищно-коммунальных служб, телефониста, почтальона и тому подобное. Если родителей нет дома, скажи, что они вот-вот подойдут. Ни в коем случае не открывай дверь, если в дверной глазок ничего не видно. 2. Всегда закрывай входную дверь на прочный внутренний замок. Уходя из квартиры, закрывай дверь на все замки. 3. Не оставляй ключи от квартиры под половиком, в почтовом ящике, на лестничной площадке. 4. Если кто-то пытается проникнуть в квартиру, когда ты дома один, громко кричи и зови соседей, срочно звони по телефону в милицию, службу спасения, родителям, в школу. Открой окно и зови на помощь прохожих. 5. Не рассказывай малознакомым людям и даже приятелям о том, что имеет ваша семья, – информация может попасть к преступникам. |