версия для слабовидящих

Занятие «Ты и друзья»

 Занятие «Ты и друзья»

 Провели: Белавина В.Е., Орлова С.П.

 

 Цель:

- раскрыть сущность понятия «дружба»,  какую роль играют друзья в нашей жизни.

Задачи:

- Обобщить знания детей по теме дружба. Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.

-Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу.

Аудитория: воспитанники детского дома

Оборудование: фонограмма песни «Настоящий друг», маленькое зеркальце у каждого ученика, конверты с заданием, фломастеры, лепестки ромашки из цветной бумаги.

 

 Ход занятия

Звучит песня «Настоящий друг», слова М. Пляцковского.

– О чём эта песня?

– Как вы думаете, почему я в начале занятия включила эту песню?

– О чём мы будем сегодня говорить на уроке? Какая будет тема нашего сегодняшнего урока? 

Воспитанники  высказывают свои предположения.

Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Выясним правила дружбы икачества,которыми должен обладать настоящий друг.

Притча

Давным- давно в глухих джунглях жили люди и различные животные. Они жили поодиночке, ходили грустные и при встрече рычали друг на друга. Они не умели дружить и поэтому ходили сердитые. Один раз целую неделю шёл дождь. Все промокли. Им стало грустно и одиноко. И пошли они к мудрому льву и попросили научить их дружить. «Запомните,- сказал лев,- вам нужно научиться общаться. Общение- это умение жить вместе. И первое, что нужно- это улыбнуться, поприветствовать друг друга.»  С той поры при встрече все животные стали так делать. Им понравилось общаться. И они стали дружить, помогать друг другу. Особенно хорошо научились улыбаться друг другу люди. С той поры они всегда живут дружно.

Что такое дружба:

Ответы воспитанников.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

 

Давайте подумаем иназовёмкакие существуют неречевые средства общения? (Мимика и жесты.)

● Улыбка.

● Поднятие бровей.

● Движения руки вниз, вверх и т.д.

– Какие неречевые средства располагают человека к общению?

– А какие могут оттолкнуть?

– Какие мимика и жесты сопровождают приветствие, прощание, благодарность?

 – Возьмите зеркальце, понаблюдайте за своей мимикой.

1) – Внимательно посмотрите на своё отражение, сосредоточьтесь.

2) – Удивитесь.

3) – Представьте, что вам сильно что-то понравилось, продемонстрируйте удовольствие.

4) – Изобразите страдание и печаль.

5) – Отвращение и презрение.

6) – Страх.

7) – Вину.

– О чём мы можем узнать по выражению лица?

– Продемонстрируйте то выражение лица, с каким бы вы хотели общаться с другом.

– Есть ли у вас друзья? Расскажите о своём друге по плану. 

А) Как его зовут?

Б) За что ты его любишь?

В) В чём ты ему помогаешь?

Г) Как он помогает тебе?

Порой мы называем друзьями людей, с которыми в данный момент проводим много времени – это могут быть наши сокурсники или коллеги по работе. Вас связывает именно время, которое вы проводите вместе. Скорее всего, ни с кем из них ты не поделишься чем-то сокровенным, но эти люди тоже важны для нас. С ними мы не чувствуем себя одинокими, с ними работа становится проще и радостнее, а возможно, с кем-то из них общение перерастет в настоящую дружбу. Если, сменив работу или место учебы, ты понял, что общение не возобновляется, не расстраивайся, место этих людей займут новые знакомые. По-настоящему привязываются к нам лишь те люди, которые нам действительно нужны, а мы – им. К сожалению, есть еще один тип «друзей». Это люди, которые цинично используют нас, прикидываясь друзьями, для того чтобы получить от нас какую-либо выгоду. Сложно распознать таких людей, но если ты почувствуешь, что тебя используют, тобой манипулируют, постарайся прервать эти отношения.

– А с кем вы дружите?

– Дружите ли вы со своими родителями? 

– Должны ли родители быть друзьями детства

– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?

– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

 У кого есть  четвероногий друг? (Рассказы учащихся о своих домашних питомцах.)

- Оказывается, дружить можно не только с людьми. Иногда самым верным и преданным другом может стать и ваш домашний любимец.

 

Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

– Книг о дружбе  много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

  1. Один за всех и все за одного.
  2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
  3. Радуйтесь вместе с друзьями.
  4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
  5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
  6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

- Как вы думаете,

почему у одних людей много друзей, а у кого-то мало?

- Как нужно себя вести, чтобы с тобой хотели дружить? Представьте себе такие ситуации:

1) Одна девочка жаловалась маме:

- Во дворе один мальчик зовёт меня Галькой.

- А ты как его зовёшь?- спросила мама.

- Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Права ли Галя? Почему?

2) Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе дружить с ним. Твои действия?

 

Вы правы, ни в коем случае нельзя отступаться от своих друзей.  Но даже друзья иногда ссорятся. К сожалению, иногда случается так, что мы обижаем своих  друзей. Что тогда случается?

 

Вспомните, как вы познакомились со своими друзьями. Где можно найти друзей? Вспомните мультфильм о Чебурашке. Как Чебурашка нашёл себе друзей? (По объявлению.) Почему у него стало много друзей? (Он умел дружить.) Чебурашка хочет узнать, знаем ли мы правила дружбы. Для этого он дал нам несколько советов. Мы должны выбрать правильные.

  1. 1.                      Чаще улыбаться или быть сердитым и серьёзным.
  2. 2.                      Рассказывать о себе или слушать своего друга.
  3. 3.                      Называть друга по имени или называть по прозвищу.
  4. 4.                      Признаваться в своих ошибках или скрывать свои ошибки, указывать на чужие.
  5. 5.                      Вести себя так, как хочется тебе или вести себя так, как бы ты хотел, чтобы он вёл себя с тобой.

- Какие же правила дружбы мы оставим? (Чаще улыбаться, слушать своего друга, называть друга по имени, признаваться в своих ошибках, вести себя с другом так, как бы ты хотел, чтобы он вёл себя с тобой.)

Немало пословиц сложено о дружбе. Я предлагаю вам вспомнить и обсудить некоторые из них. (Воспитанники делятся на 2 группы. Каждая группа получает конверт с разрезанными пословицами о дружбе. Надо собрать пословицу, объяснить её значение.)

  1. Как аукнется, так и откликнется.
  2. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  3. Без друга на душе вьюга.
  4. Друг за друга стой- выиграешь бой.
  5. Старый друг лучше новых двух.

 

Итак, мы выяснили правила дружбы. А какими качествами должен обладать настоящий друг? Напишите, какого друга вы хотели бы иметь. (Воспитанники берут «лепестки от ромашки» и заполняют их словами- качествами, которыми должен обладать друг.Затем все лепестки прикрепляются на доску в одну большую ромашку.)

 

Анализ занятия: Поставленные цели на занятии были достигнуты. Во время занятия воспитанники активно принимали участие в дискуссиях, активно обсуждали примеры разных ситуаций, делились своим опытом, закрепили полученный материалв  практическом занятии. Занятие помогло воспитанникам стать ближе друг другу, научило прислушиваться к мнению окружающих.