Пояснительная записка
Рабочая программа «Квиллинг» имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных композиций в технике квиллинг.
Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги дало начало различным ремёслам. Квиллинг (бумагокручение, или бумажная филигрань) искусство украшения витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.
Цель программы: создание комфортной среды общения, условий для развития творческих способностей, творческого потенциала каждого ребёнка в процессе овладения приёмами техники квиллинга и его реализация.
Программа предусматривает реализацию цели путём решения следующих задач:
- Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге;
- Способствовать развитию у воспитанников навыков и умений работать с бумагой, глазомера, мелкой моторики рук, приучать к точным движениям пальцев;
- Способствовать формированию культуры труда, умения работать в коллективе;
- Создавать композиции из скрученных в спираль бумажных полосок.
В основе обучения лежат принципы: от простого к сложному, научность, наглядность, доступность и учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение.
Форма проведения занятий – групповая. Занятия квиллингом требует от воспитанников большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы численность группы не может быть более 10 человек.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Курс программы рассчитан на 32 часа. Дети занимаются 1 раз в неделю по 1 часу. Возраст детей от 5 до 17 лет.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К концу года обучения воспитанники должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- применение различных видов бумаги;
- способы и приемы обработки бумаги;
- основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга.
К концу года обучения воспитанники должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в изученной технике;
- контролировать правильность выполнения работы;
- уметь работать в коллективе.
Формы подведения итогов:
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок работ воспитанников в группе.
- Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.
Тематический план
№ п/п
|
Тема занятия
|
1 |
Знакомство с материалами и инструментами. Техника безопасности при работе с острыми инструментами. Выполнение базовых элементов: рол, закрытая спираль
|
2 |
Выполнение простых элементов: капля, глаз
|
3 |
Изготовление снежинки из простых элементов: капля, стрелка, квадрат
|
4 |
Подготовка основы для открытки. Изготовление снежинки из простых элементов: капля, дуга
|
5 |
Изготовление елочки из простых элементов: капля, квадрат, крест
|
6 |
Изготовление елочки из простых элементов: капля, глаз
|
7 |
Изготовление объемной елочки из простых элементов: капля, рол
|
8 |
Изготовление объемной елочки из простых элементов: капля, рол
|
9 |
Изготовление открыток к Новому году из простых элементов. Подготовка основы открытки
|
10 |
Изготовление открыток к Новому году из простых элементов
|
11 |
Изготовление открыток к Новому году из простых элементов
|
12 |
Изготовление открыток к Новому году из простых элементов
|
13 |
Изготовление элементов цветов из простых элементов: капля, глаз
|
14 |
Изготовление лепестков цветов с использованием дополнительной обмотки элементов
|
15 |
Изготовление стеблей цветов из спиралей
|
16 |
Изготовление сложных листьев из простых элементов: капля, глаз
|
17 |
Изготовление открыток к 8 марта из простых элементов и открытых спиралей. Подготовка основы открытки
|
18 |
Изготовление открыток к 8 марта из простых элементов и открытых спиралей
|
19 |
Изготовление открыток к 8 марта из простых элементов и открытых спиралей
|
20 |
Изготовление открыток к 8 марта из простых элементов и открытых спиралей. Оформление открытки с использованием декоративных вырубок
|
21 |
Изготовление объемных элементов: конуса, сферы
|
22 |
Изготовление объемных игрушек на основе сферы: пасхальное яйцо
|
23 |
Оформление пасхальных яиц цветами из простых элементов: глаз, капля
|
24 |
Изготовление подставки для пасхального яйца из конуса
|
25 |
Изготовление открыток ко Дню Победы. Подготовка основы открытки
|
26 |
Изготовление открыток ко Дню Победы
|
27 |
Изготовление открыток ко Дню Победы
|
28 |
Изготовление открыток ко Дню Победы. Оформление открытки с использованием ленточек
|
29 |
Изготовление работ по выбору воспитанников. Подготовка к выставке
|
30 |
Изготовление работ по выбору воспитанников. Подготовка к выставке
|
31 |
Изготовление работ по выбору воспитанников. Подготовка к выставке
|
32 |
Подготовка выставки. Оформление работ
|
Автор: соц. педагог Третьякова Н.Н.